Фотосъемка. Универсальный самоучитель :: Кораблев Дмитрий

Полезные советы

2 этап. Выделение светом контуров

3 этап. Подсветка теней

Как уже говорилось, светочувствительный слой не может одинаково четко зафиксировать мелкие детали, находящиеся на хорошо освещенной части сюжета и в глубоких тенях. В любом случае приходится делать выбор в пользу одних, жертвуя другими. Поэтому, если есть возможность повлиять на световое решение снимка, то для проработки деталей, которые не высветились рисующим или основным светом, применяются различные подсветки в виде других источников света и разнообразных рефлекторов. При этом надо постоянно отслеживать создавшийся светотональный рисунок, так как тень, как и свет, является одним из самых выразительных элементов композиции — именно потому, что она образует контрастные линии, которые в первую очередь воспринимаются во внимание зрителем как «линии силы». То есть при помощи «подручных средств» необходимо добиться того, чтобы разные детали объекта были освещены более или менее равномерно. Градация полутеней должна укладываться в широту светочувствительного слоя, чтобы на снимке проработались все детали изображения, если это необходимо.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете один я тот же ярко раскрашенный объект в пасмурную и ясную погоду. В каком случае цвета на снимке будут более насыщенными? 2. Вы фотографируете пожилого человека с большим количеством морщин на лице. При помощи какого освещения вы подчеркнете их? 3. Вы снимаете романтический портрет. Какой вид света более подойдет для этого вида съемки? 4. Вы фотографируете доброго мягкого человека. При каком естественном освещении эти черты характера можно будет подчеркнуть на снимке? 5. Вы снимаете пейзаж в виде долины в горах. В какое время суток лучше провести съемку, чтобы подчеркнуть перспективу? 6. На улице стоит ясная солнечная погода, а вам надо сфотографировать пейзаж в пасмурную погоду. Как это сделать? 7. Вы фотографируете модель в солнечный день. На солнце время от времени набегают редкие отдельные облака, так что оно то прячемся, то вновь показывается из-за туч. Какой момент более подходит для съемки модели? 8. Вы снимаете моделей в нескольких помещениям, освещенных люминесцентными лампами и лампами накаливания. На взгляд освещенность в обоих случаях одинакова. Насколько это соответствует действительности? 9. В помещении, в котором вы снимаете, источником света является неисправная люминесцентная лампа, мигающая с частотой 10 колебаний в секунду. Какую минимальную выдержку вы установите на фотоаппарате, чтобы снимок состоялся? 10. Вы осветили объект съемки лампой мощностью 100 ватт. Потом вы заменили лампу и поставили ее мощностью в 50 ватт. Во сколько раз увеличится освещенность объекта? 11. Вы осветили модель лампой мощностью 100 ватт с расстояния 1 метр. Потом вы заменили лампу и поставили ее мощностью 200 ватт, при этом вы отодвинули ее на полметра от модели, так как ей стало жарко от нее. Во сколько раз увеличится освещенность объекта съемки? 12. У вас есть для освещения при съемке портрета два источника света. Один содержит лампу накаливания мощностью 400 ватт, в другом содержится четыре лампы по 100 ватт. Какому источнику освещения вы отдадите предпочтение? 13. Вы приехали со своими осветителями в сельскую местность, напряжение в сети там оказалось пониженное и составляло 180 вольт. Как будут работать ваши осветители в этих условиях? 14. Вы фотографируете лицо модели при боковом солнечном освещении. Вторая половина лица скрывается в глубокой тени. У вас нет других источников света. Как сделать портрет более привлекательным? 15. Вы фотографируете модель с одной вспышкой, установленной на фотоаппарате. Как сделать свет вспышки более мягким? 16. Вы фотографируете пожилую модель с морщинами на лице. Как осветить лицо, чтобы морщины были менее заметны? ГЛАВА 4 ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА СНИМКА Когда вы снимаете сюжет на однородном нейтральном фоне, то основным элементом в кадре является объект съемки. Если же фоном служат какие-либо предметы или они находятся в какой-то связи с объектами съемки, то для успеха в создании образа важны их выразительные и символические свойства. Давайте посмотрим, как одежда или предметы влияют на образ фотомодели. Каждый из вас, наверное, обращал внимание на то, как меняется человек, когда надевает форму, например, военную или милицейскую. А что он, собственно, сделал? Только надел форму. А теперь этот же человек надевает спортивную ультрамодную форму, берет в руки теннисную ракетку… Это уже другой человек. Он не только сам меняется внешне и немного внутренне, но меняется и отношение к нему окружающих. А что он сделал? Он только сменил одежду и взял в руки ракетку. Форма помогает ему войти в некую роль, формально приобщиться к конкретному социальному статусу. Влияние формы одежды на модель

Наконец, человек облачается в деловой костюм, надевает клубный галстук, длинное черное пальто… Отношение к нему снова меняется, и внутренне меняется он сам. Всякая форма есть выражение какого-либо содержания. Многие предметы являются атрибутами, необходимыми или символичными для того или иного вида человеческой деятельности. Именно с ней они ассоциируются. Если человек надевает вещь или берет в руки предмет, он начинает ассоциировать себя с представителем той или иной профессии или приобретает определенные черты поведения. Эти предметы можно перечислять бесконечно: автомобильное колесо, ружье, стиральная доска, старинный самовар, распахнутая форточка, пустые бутылки, шприц, своеобразный интерьер… Ничто в этой жизни не бывает нейтральным, лишенным смысла, значения. Все каким-либо образом связано с чем-либо еще. Причем эта взаимосвязь может быть понятной как для всего общества, человечества, так и для небольшой группы людей, объединенной какими-то интимными, деловыми или межличностными связями. Поэтому любую вещь можно рассматривать не только как иллюстрацию некоторых физических принципов и бытовых удобств, но и как более высокую категорию, как символ или, иными словами, образ. Ярким примером этого у русских фотографов является так называемый «эффект березки». Это дерево в силу своей феноменальной символической нагрузки делает красавицей абсолютно любую модель, прислонившуюся к ней, независимо от ее внешних данных. В Греции и некоторых африканских странах для этой же цели служит высокий стройный кувшин на голове. В Молдавии — виноградная лоза с созревшими плодами. Список можно продолжить. «Эффект березки» ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ