Фотосъемка. Универсальный самоучитель :: Кораблев Дмитрий

Полезные советы

УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее. Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса. Уравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Уравновешенная композиция

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете прибой штормового моря. Какой должна быть композиция снимка? 2. Вы фотографируете отдыхающую модель. Какой должна быть композиция снимка? 3. Вы фотографируете взлетающую птицу. Какой должна быть композиция снимка? 4. Модель делает жест рукой в сторону. Каким образом на снимке можно уравновесить ее фигуру? 5. Вы снимаете модель в хорошем расположении духа. Какой должна быть композиция снимка? 6. Вы фотографируете горюющую модель. Какой должна быть композиция снимка?

РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (ДЕЙСТВИЕ, ВЗГЛЯД)

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции — разбивающееся движение, которое уравновешивает снимок. По отношению к моделям любое движение — это акт мышления. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Дело в том, что мы воспринимаем изображение человека или животного не как статичную картину, а как сгусток динамичной энергии силы, которая предполагает движение. Именно для того, чтобы эта энергия имела место для выхода или движущийся объект мог занять собой некоторое пустое пространство, его оставляют на снимке. Развивающееся движение и взгляд. Неправильное кадрирование

Развивающееся движение и взгляд. Правильное кадрирование

При фотосъемке моделей принцип развивающегося движения можно сформулировать как принцип развивающегося осмысленного движения. Изображение движения рук, ног, головы, корпуса воспринимается так, будто модель прилагает физические усилия, хотя поза может быть статичной. То же самое касается и жестов. Любое телодвижение, показывающее ярко выраженную эмоцию, концентрирует на себе внимание зрителя, делая жест центром композиции, а все остальное выступает как необходимое дополнение. Здесь отступают на второй план даже самые привлекательные линии силы, в крайнем случае, жесты выступают как равнозначные уравновешивающие друг друга элементы. Этим же способом можно визуально маскировать недостатки внешности, скрыть которые в действительности не представляется возможным. Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда, Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует не много свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий — гораздо больше места, Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

СВОЙСТВА ГРУПП

Во время групповой съемки можно использовать все вышеописанные приемы: создавать с помощью тел, взглядов, движений виртуальные рисунки, а также строить как открытые композиции, так и закрытые композиции. Можно вспомнить школьные уроки геометрии: параллельные и перпендикулярные линии, треугольники, квадраты, многогранники, параллелепипеды, окружности, созданные из рук, ног, тел и взглядов, великолепно смотрятся на снимках. Как уже говорилось, зритель полностью воспринимает на снимке группу не более чем из 6–7 человек. Поэтому создавать композицию надо исходя из этого количества. Если на снимке изображено большее количество людей, то он теряет свою художественную ценность и превращается в документ, имеющий историческую ценность, в котором зафиксировано, что вы были в этом месте и с этими людьми, но не более. Выделить конкретную модель на снимке можно при помощи отличного от других телодвижения, позы, ярко выраженной эмоции, за счет контрастного цвета или полутона. Открытая композиция

Закрытая композиция

Треугольник

Диагональ

Верхняя полусфера

Круг

Ромб

Выделение модели за счет телодвижения

Доминирование мужчины

Доминирование женщины

В фотографии чересчур пестрый фон резко снижает восприятие объекта на изображении. При этом отношения и взаимосвязь между объектами и моделями для зрителя зачастую намного важнее, чем они сами. Именно поэтому зритель иногда видит не то, что есть на самом деле, а то, что, по его разумению, должно было бы быть. В любой компании доминирует тот, на кого глядят больше. То же самое касается и снимков. Исследования показали, что существует четкая связь между дистанцией общения и ростом собеседников: чем выше мужчина, тем ближе предпочитает он находиться к своему собеседнику. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Психологи предлагают следующее объяснение этому явлению. Дело в том, что в нашем обществе сложилась своеобразная норма — мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток». Отсюда следует, что не стоит во время фотосъемки ставить рядом высокую собеседницу и малорослого собеседника. И наоборот — миниатюрной женщине и рослому мужчине можно подходить почти вплотную друг к другу. Разрыв композиции вследствие того, что подбородок средней фигуры находится выше линии волос на лбу остальных моделей