Фотосъемка. Универсальный самоучитель :: Кораблев Дмитрий

Полезные советы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете на фоне штормящего моря: а) моряка в тельняшке; б) арестанта в робе с вертикальными полосами; в) девушку в платье с рисунком из диагональных полос. Кто из них будет лучше выглядеть на таком фоне? 2. Вы снимаете человеческую фигуру на фоне лестницы, ступени которой занимают всю плоскость кадра. Как сделать эту фотографию, чтобы усилить ритм? Чтобы ослабить его? 3. Вы фотографируете модель на даче на фоне метрового забора, состоящего из отдельных палочек с промежутками между ними. Как сделать снимок модели более привлекательным за счет использования ритма? 4. Вы фотографируете знакомого, стоящего в строе солдат по стойке «смирно». Как выделить его из десятков других одинаковых по форме и позе фигур? 5. Вы фотографируете модель в колоннаде Казанского собора. Как за счет ритма сделать снимок более привлекательным? 6. Вы делаете фоторепортаж о новостройке жилого блочного дома. Как сделать его фотографию, используя ритм, чтобы показать труд строителей? 7. Вы фотографируете отца и сына, которые очень похожи друг на друга. Как в этом случае использовать ритм? 8. Вы фотографируете стадо одномастных племенных коров. Как использовать ритм в данном случае? А как использовать его при съемке разномастного стада?

«ЩЕЛЕВОЙ ЭФФЕКТ»

В фотографии также есть так называемый «щелевой» эффект, когда щель, образуемая практически параллельными поверхностями ног, рук и тела, являясь частным случаем ритма, о чем говорилось ранее, становится композиционным центром снимка. «Щелевой» эффект СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

В целом, ритм можно назвать частным случаем симметрии, которая переводится с древнегреческого как «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия — это все, в чем есть порядок, целесообразность, красота. Фотографы и модели часто используют в своем творчестве принципы природной симметрии. Симметрия неразделима со статичностью, равнозначностью частей объекта и стабильностью. Ось не является обязательным признаком симметрии. Оси, соединяющие главные элементы композиции, могут быть воображаемыми линиями, направлениями движения, функциональными линиями. Например, несмотря на разведенные ноги и руки модели, взгляд зрителя скользит по одной вертикальной линии, если фигура симметрична. Симметрия в фигуре модели

Человек по своей природе симметричен. Это подтверждают тысячи поз, которые используются в фотографии. Симметрия выражает нечто общее со структурой и любым порядком, тогда как асимметрия выражает контраст, индивидуальность объекта. Когда детали образа подобны, они объединяются в композицию. То же относится к контрасту. Асимметрия также много и часто применяется в фотографии и в одежде. Она позволяет сломать сложившиеся со временем устои, вывести зрителя из равновесия или показать соответствующее внутреннее состояние модели. Вдохнуть в статичную фотографию живую анергию можно элементарными приемами: достаточно сместить в одну сторону руки или другие части тела модели при таком ракурсе, который предполагает визуальную симметричность туловища модели. Именно асимметрия делает снимок живым и динамичным, заставляет зрителя думать, что какое-то действие происходит и за рамками кадра. Также асимметрия является основой для создания неуравновешенном композиции, о чем будет рассказано далее. Асимметрия за счет позы

Асимметрия за счет одежды КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете шоссе с виадука вдоль разделительной полосы. Как сделать снимок симметричным? 2. Вы фотографируете двух моделей-единомышленников. Как это показать на снимке при помощи симметрии? 3. Вы фотографируете сидящую модель в очень спокойном состоянии. Каков вариант ее позы на снимке? 4. Вы фотографируете на берегу пруда Аленушку, которая горюет о козленочке, братце Иванушке. Как за счет симметрии усилить этот снимок? 5. Вы фотографируете с моста движущуюся по реке моторную лодку. Как здесь использовать принцип симметрии? 6. Вы фотографируете надвигающуюся грозу. На небе есть и темные дождевые тучи, и голубое небо с солнцем. Как вы сделаете снимок, чтобы усилить ощущение надвигающего шторма? 7. Вы фотографируете крупного бизнесмена, сопровождаемого двумя почти одинаковыми по фигуре шкафообразными охранниками. Как усилить социальную значимость этого человека на снимке? 8. Вы фотографируете кокетливую девушку-модель. Как усилить ее кокетство на снимке? 9. Вы фотографируете двуличного политика. При внешней благообразности он явно способен на нехорошее дело. Как показать это на снимке? 10. Вы фотографируете олимпийского чемпиона в бытовой обстановке. Как показать его великолепную физическую подготовку за счет композиции? 11. Вы фотографируете модель, испытывающую отрицательные эмоции. Как усилить их на снимке?

СВОЙСТВА СТАТИЧНЫХ, ДИНАМИЧНЫХ И НЕУРАВНОВЕШЕННЫХ ФОРМ

Теперь рассмотрим некоторые свойства различных форм. В конечном счете, композиция — это гармоничная комбинация простейших фигур, образующих изображение. Круг и овал символизируют совершенство и завершенность. У фантаста Станислава Лема в «Магеллановом облаке» ученый, который в течение трех лет математически анализировал и описывал тысячи произведений искусства, чтобы создать компьютерную программу для творчества, в результате получил именно круг, Равенство элементов по трем измерениям говорит о статичности формы — возьмите, например, шар, куб, квадрат… Такая фигура визуально статична, отражает состояние покоя, так же, как и контур фигуры модели, который можно «вписать» в такую фигуру. При этом возникает следующий эффект: такие фигуры ассоциируются с меньшей величиной, чем есть на самом деле, а если соотношений сторон разные, то чем больше разница, тем визуально больше воспринимается фигура. Например, окружность, не имеющая нюансов кривизны, воспринимается меньше по размеру, чем овал такой же площади. Поэтому полным людям рекомендуются носить одежду с рисунками на ткани в виде фигур, разных по всем трем измерениям, тогда как излишне худощавым — наоборот. Фигура модели статична, если зрительно она либо вписана в фигуру с равными сторонами, либо эта фигура имеет длину основания большую, чем высоту. Стоит нарушить это шаткое равновесие, как сразу появляется динамика. Предмет как бы движется сам или движется взгляд зрителя по длинной стороне треугольника, параллелепипеда или цилиндра. Динамичные формы